>>>>>>>>
Жираф 1.9
Косуля 3.09
Азиатский слон 3.1
Кит 5.3
Человек 8.0
Бабуин 9.4
Домашний кот 12.5
Лабораторная крыса 13.0
Лев 15.8
Восточный бурундук 15.8
Летучая мышь 19.9
***************************************************************
Человек проводит во сне треть жизни. Каждую ночь мы участвуем в каком-то таинственном процессе, о котором затем вспоминаем фрагментарно и с большим трудом. Многие люди утверждают, что они вообще. не видят снов.. Это заблуждение. Наука выяснила, что каждый из нас видит за ночь 5-6 снов. То есть, проблема коренится в их воспоминании.
Странная забывчивость в отношении снов объясняется по-разному. Психологи говорят, что основной жизненной функцией человека является выживание. Так как эта функция, в основном, осуществляется в пробужденном состоянии, человеческое сознание отводит снам второстепенную роль и часто не фиксирует в памяти события, происходящие в сновидениях. Тяжелые условия жизни настолько истощают силы людей, что сны становятся для них непозволительной роскошью. Поэтому с возрастом сновидения теряют свою красочность и превращаются в тусклые отражения повседневных забот. Некоторые ученые убеждены, что процесс усвоения снов связан со средой обитания. Если вы живете в городе, разнообразие яви отвлекает вас от переживаний снов. Но стоит вам попасть на периферию цивилизованного мира, будь то ваша дача, тибетская Лхаса или сонорская пустыня, сознание меняет приоритеты и, избегая скуки, подпускает вас к внутренним переживаниям.
Мистики и оккультисты придерживаются другой точки зрения. Для них мир сновидений является особым пространством, в котором действуют свои законы восприятия. Для переноса информации из мира снов в мир яви требуются особые методы фиксации внимания. Иначе, как утверждает Мефодий Солунский (861 г.), сновидящий повторит притчу о тощем мышонке, который без труда пролез сквозь дыру в корзину с зерном, но, наевшись, не смог вылезти обратно из-за раздувшегося живота.. Так же и тот, кто читает сны,-- написано в. Хазарском словаре.,-- голодным он с легкостью пройдет через тесный промежуток между сном и явью, но его добыча и плоды, собранные там, сны, которыми он насытился, помешают ему вернуться назад, потому что это можно сделать только таким, каким туда вошел. Поэтому ему приходится или бросить свою добычу, или остаться там с ней навсегда..
Хакеры считают, что система человеческого восприятия похожа на программу упаковщик -- программу, которая изображает воспринятую информацию в виде определенных символов и образов. Это ускоряет обработку данных. В состоянии бодрствования люди пользуются одним упаковщиком, а в состоянии сна -- другим. Разница в методах обработки информации затрудняет процесс воспоминания. Тем не менее, проблема решается -- частично или полностью. Всем известен тот факт, что простое ведение сновиденного дневника улучшает вспоминание снов (внимание, которое вы уделяете записям, повышает приоритет декодирующей программы, что, в свою очередь, ускоряет ее выполнение). Опытные сновидящие и сталкеры вообще меняют язык описания для снов и яви. Это позволяет им объединить две части бытия в одну -- в сон наяву или в жизнь-в-сновидении.
Трудности в переносе информации лишь приоткрывают вершину айсберга. Мы, как пользователи программы снов, почти полностью лишены элементов управления. Люди могут засыпать и просыпаться (аналог. старта. и. выхода.). Все остальное зависит от программы сна. В бодрствующем состоянии мы обычно просыпаемся там, где заснули. У нас есть относительная уверенность в сюжете очередного дня. Наше внимание четко фиксирует те или иные события, создавая из них непрерывную последовательность действий и перемещений. Вы без труда можете пояснить, как и почему перебрались из пункта А в пункт Б. Хотя, конечно, в каждом правиле бывают исключения. Алкоголь, наркотики или следствия болезни способны разрывать континуум бодрствующего состояния. Упавший на голову кирпич нарушает фиксацию внимания. И все же в бодрствующем состоянии мы обладаем контролем над ситуацией (пусть иногда частичным, но реальным).
Сон превращает нас в марионеток. Засыпая, мы не знаем, в каком месте окажемся. Набор сюжетов и персонажей навязывается нам помимо нашей воли. Программа переносит нас из сцены в сцену совершенно нелогичным образом. Мы выступаем то в роли зрителей, то в роли участников событий. Сон контролирует нас, заставляя подчиняться его командам и правилам. Хотя и здесь бывают исключения. Некоторые люди изредка могут. заказывать. сюжеты снов. Другие вносят в сновидения незначительные элементы управления. Однако любые продолжительные усилия по. укрощению. снов вызывает. ответный удар.. Это является еще одним признаком. защищенности. сновиденной программы.
Каждый исследователь снов, в конце концов, встречается со. стражами.. Эти. хранители. (.защитники.,. монстры.) пугают людей, если те начинают изучать особенности сновиденных пространств. Я лично знал ребят, которые после встречи со. стражем. не спали по трое-четверо суток. Страх, пережитый ими, привел к нервным срывам и даже в одном случае к серьезному заболеванию.
Психологи утверждают, что. стражи. -- это персонификации наших проблем или выходы бессознательного. Мистики и оккультисты говорят, что. хранители. и. монстры. являются астральными существами или силами, которые, контактируя с человеком, принимают вид грозных и опасных чудовищ. Интересно отметить, что в наше время более научным считается. выход бессознательного., а не. контакт с астральным существом.. Так что, если вы будете описывать. защиту. сновиденной программы с использованием. персонификаций. и. человеческого бессознательного., вам дадут какую-нибудь ученую степень. А если вы заговорите об. астральных существах., вас назовут шарлатаном или жертвой предрассудков прошлого. У хакеров по этому вопросу имеется своя точка зрения. Я расскажу о ней позже.
Программа снов обладает еще одним уровнем. защиты.. На определенном уровне исследований сновидящий попадает под прессинг. сил судьбы.. Его жизнь превращается в череду неурядиц. Он рискует своим здоровьем и благополучием близких ему людей. Этот. кармический рэкет. можно воспринимать как. проверку на зрелость. или как. препятствия, закаляющие дух.. Честно говоря, для нас такой поворот событий был полной неожиданностью. Мы понесли большие потери. Но, давайте, ознакомимся с другими выводами хакеров.
- Сон -- это. пузырь..
Пространство отдельно взятого сновидения ограничено. Фактически, это некий многоугольник, который в некоторых случаях сводится до банальной пирамиды с эффектом. плоского видения. (то есть, когда в одной вершине находитесь вы, а картина сна проецируется на плоскость, образованную другими вершинами). Однако в ярких снах программа настолько отлажена, что пространство описывается очень сложной структурой -- почти идеальной сферой. Тем не менее, если вы достигаете ее границ, пространство начинает изменяться или искажаться, а сновидящий в большинстве случаев переходит в другой. пузырь. -- в другую сцену сна.
Допустим, мне снится, что я -- отважный разведчик-партизан -- ухожу от вражеской погони. Передо мной тянется низкорослый лес, за которым должно быть болото и наш походный лагерь. За спиной слышится треск веток. Тень скользит то справа, то слева от меня, но освещение не меняется. Я пробегаю метров десять, и местность внезапно начинает идти на подъем. Лес на крутом склоне становится почти непроходимым. Тропа теряется под корнями огромного древа. Еще через двадцать метров крутизна горы заставляет меня повернуть назад. Я оборачиваюсь, подхожу к книжной полке у окна и беру аккуратный томик с названием. Физика восьмого рикошета..
Это обычный сон, где я пережил замкнутость. пузыря. сновидения. Как видите, тут был сложный набор элементов -- звуковое и световое оформление, сюжет, мои мысли и ожидания. Затем, когда я достиг границы пространства, местность трансформировалась, после чего меня перенесло в другой. пузырь. -- с комнатой, окном и книжной полкой.
Хакерам очень понравился термин. пузырь.. Мы употребляли его вплоть до недавнего времени, пока нам справедливо не напомнили, что определение. пузырь восприятия. придумал Карлос Кастанеда. Он применял его в ином контексте, и мы как бы вносили путаницу в сформировавшуюся терминологию. Нам пришлось изменить свои обозначения. Теперь в ходу два термина:. пузырь сна. и. шар восприятия.. Лично мне больше импонирует первый, потому что пространство сна редко бывает шаром.
- Программа сна имеет множество огрехов и недоработок.
Однажды я сидел в иркутском аэропорту и размышлял о внезапных изменениях ландшафта в пузырях сновидений. И тут -- опаньки! Меня осенило! Да это же проблема полигонального текстурирования! В трехмерной графике для создания искусственных миров используются два метода: воксельный и полигональный. Они различаются между собой способом построения объектов. Воксельная графика использует в качестве основной строительной единицы воксель (Voxel -- Volume Pixel) -- объемную точку или, вернее, обыкновенный цветной кубик. Объекты строятся из вокселей, как из кубиков Лего. Слабость метода заключается в масштабировании. При увеличении (приближении) образ превращается в груду квадратов.
(Нужен еще один рисунок
с укрупненным фрагментом.)
В полигональной графике основой всему служит полигон (Polygone) -- многоугольник в пространстве. Для создания искусственного мира требуется огромное количество полигонов.
Допустим, нам нужно построить несколько домов в виртуальном пространстве. Мы рисуем в графическом редакторе картинки с текстурой и. натягиваем. их на плоские четырехугольные полигоны. Как бы наклеиваем цветные обои на белые стены. В результате получается частичка виртуального мира.
Но все это теория, а на практике текстура хранится в памяти видеокарты. При формировании изображения для каждой точки экрана выбирается цвет, который соответствует текселю -- определенной точке текстуры в памяти. В компьютерной графике имеется несколько способов текстурирования. Однако в сновидениях этот процесс часто дает искажения, присущие для линейного сэмплинга -- самого быстрого, но и самого примитивного метода. Это позволяет предположить, что странная трансформация ландшафта в сновидениях объясняется не особым качеством снов, а упущениями. программистов..
Еще одна недоработка сновидений видна в освещении полигонов (или пузырей сна). Мы часто получаем простейший флэт (Flat), где полигон имеет только одну степень яркости, или аналог эффекта Гуро (Gouraud shading), где освещаются вершины полигонов. В таких случаях мы обычно видим затемненный центр и ярко освещенные углы. Примером второго типа являются предобморочные состояния сознания.
Кроме того, в сновидениях плохой режим. сглаживания. (anti-aliasing). Если вы во сне попробуете прочертить круг на земле, то поймете, о чем я говорю (и чем больше будет диаметр круга, тем сильнее осознается недоработка. программистов.). Мне кажется, дон Хуан знал об этой особенности сновидений. Именно поэтому он и заставлял Кастанеду чертить круги вокруг его хижины.
Как только я опубликовал свои соображения на нескольких сетевых форумах, посвященных искусству сновидения, ко мне посыпались письма с подтверждениями.
. Привет, Сергей,-- писал великий российский астроном Андрей.-- Недавно во сне летал над городом. Меня поразило голубое небо с белоснежными облаками. С цветами и оттенками все было ОК, но вот изображение... Знаешь, оно было как в воксельной графике! Крупные прямоугольные пиксели-кирпичи, как будто я разглядывал картинку с сильным zoom (увеличением). Прочитал твое письмо и вспомнил об этом. Потом все настроилось, облака приобрели нормальный вид. Но поначалу это действительно была воксельная графика!.
. Привет, СИ. Я заметил о сне такую несуразицу. Она связана с выключателем. Я могу выключить свет, но включить его невозможно..
. Hi! Я обнаружила забавную штуку,-- писала моя знакомая.-- Интересно, почему енто так? В фильме. Матрица. такой дефект назвали бы сбоем в системе. Так вот вынесло меня к дому, а я как раз искала конкретного человека. Недолго думая, я решила позаглядывать в окна. Мало ли -- вдруг он в сюжете где-нибудь застрял. Дом был многоэтажный. На улице -- поздний вечер. Я поднялась на уровень второго этажа и начала осматривать освещенные окна. В первом отметила вид обоев, кровать, шторки на двери и котяру. Проскочила быстренько это окно, но много не потеряла, потому что в следующем окне было то же самое -- обои, кровать, шторки, кот. Это что? Нехватка сюжетов?.
А вот письмо замечательного сновидящего:
. В одном из осознанных сновидений я задался целью дойти до края пузыря. При приближении к краю проявился следующий эффект: окружающая действительность пыталась превратиться в лабиринт. Самое главное тут -- не поддаваться и не менять направления. Вроде, появляются более удобные дорожки, но если идти по ним, начнешь блуждать и не успеешь дойти. Ближе к концу местность проявила стремление к возвышению, и, немного поднявшись вверх, я наконец-то увидел горизонт. Сразу выплыл эффект недостаточного текстурирования, о котором писал Изриги. В месте, где соединялись земля и небо, (разработчики программы) явно пожалели разрешения, и был эффект, как в компьютерной игре -- издалека все нормально, а вблизи пикселя во весь экран. Прорвав. ткань. (пузыря), я увидел в разрезе черную жидкость. Нырнув туда, поплыл по течению. Думал, что куда-нибудь вынесет. Зрение отключилось моментально -- осталось только осязание (если это можно так назвать). Через минуты две. свободного плавания. моей ноги коснулось щупальце. Я потянул за него и нащупал тварь -- вроде тех, которых призывал сторониться Док. Она обожгла меня щупальцами раза два или три, и я решил проснуться от греха подальше..
Позже, когда хакеры освоили совместные сновидения, они обнаружили новые
глюки в программе снов:
а) Когда входишь в чужой сон (к примеру, чтобы вытянуть человека в совместное сновидение), то просто удивляешься грубости и скудности оформления. пузыря.. Обычно хозяин сна поглощен какими-то частными деталями. Его внимание зафиксировано на смысле сюжета, ощущениях и образах. С другой стороны, визитер видит только обстановку, и надо сказать, что это полная халтура. Хозяин сна может купаться в золоте и жить в чудесном сказочном дворце, но на визитера эта иллюзия не действует. Он свидетельствует, что оформление. пузыря. убого, сюжет примитивный, а разговоры -- сущая нелепость. Похоже, программа снов не рассчитана на совместные сновидения.
б) Если в совместном сновидении собирается группа в пять и более человек, то появляется. спутник. -- некая персонифицированная сила, назначение которой пока не понятно. Она сопровождает группу, иногда предупреждает об опасности, но, в основном, наблюдает. Док прозвал этот феномен Викой --. виртуальной канальей.. Спутник появляется в образе девочки, небольшого животного (собаки, кошки) или птицы. Возможно, это какой-то сбой программы -- типа эха от совокупных эманаций нашего сознания.
- Не каждый сон является нашим.
Хакеры заметили, что люди часто видят сновидения, которые не имеют отношения к их жизни. Допустим, человек, никогда не бывавший у моря, ловко рассекает волны на серфинге. Житель Севера охотится во сне на слона, а парню из Прибалтики снится пыльная буря в пустыне. Иногда мужчины попадают в женские сны, а женщины -- в мужские. Иногда нам снятся сны животных.
Этот феномен абсолютно не изучен. Подобный вид сновидений характеризуется интересными и захватывающими сюжетами. Фиксация внимания на деталях сна не позволяет человеку понять, что он видит чужое сновидение.
. Странный дом. Я был там впервые. Внезапно все задрожало. Стены затряслись, с потолка посыпалась штукатурка. Снаружи послышался чудовищный грохот. Я открыл окно и увидел в нескольких метрах огромный танк. Его башня начала разворачиваться на меня. Я побежал в спальную, где спала двухлетняя сестра. Потом был взрыв. Стены упали. Мне придавило ногу, и я проснулся от жуткой боли..
Это сон десятилетнего Виктора -- воспитанника детского дома. Он знает, что мать отказалась от него сразу после родов. Психологи сказали бы, что сон мальчика четко выражает его тоску о семье, а драматическое содержание объясняется психическим надломом брошенного ребенка. Но этот сон снился не только Виктору. В тот период на Балканах шла война, и многие люди просыпались в холодном поту от кошмаров с танками и расстрелянными детьми.
Чьи это сны? Кто может транслировать их на дальние расстояния? Люди? Коллективное бессознательное? Или наша планета?
Ивета
Составляя материал для этой главы, я нашла интересную выписку из. Хазарского словаря. Милорада Павича:. В тех случаях, когда два человека видят друг друга во сне и когда сон одного создает явь другого, всегда и с одной и с другой стороны немного сна просачивается наружу. Из этого излишка образуются. дети сна.. Иными словами, продолжительность сна короче, чем явь того, что снится. Сон всегда несравненно глубже любой яви, и поэтому обязательно в любом случае остается немного отходов,. остатков материала., которые не входят в явь того, что снилось, а переливаются через край и прилепливаются к яви какого-нибудь третьего лица, сталкивающегося из-за этого с большими неприятностями и неожиданностями. Этот третий, как правило, оказывается в более сложном положении, чем двое первых. Его свобода воли вдвое больше ограничена подсознанием, чем у тех двоих, так как излишки энергии и материала, которые перетекают в их снах, поочередно переливаются в духовную жизнь третьего, и он из-за этого становится как бы двойным существом, которое ориентируется то на одного, то на другого спящего..
Неужели сны одних людей могут влиять на явь других? Тогда подумайте, кто вы? Сновидящий, который формирует реальный мир другого человека? Или сталкер, воплощающий в жизнь чьи-то сновидения? Что происходит, когда. дети сна. собирают вокруг себя противоположные пары, и группы из четырех и более человек становятся командами? К примеру, партиями Кастанеды или дон Хуана? Какие возможности открывает эта гипотетическая взаимосвязь снов и яви?
Ну что? Вы уже готовы к. взлому. программы сновидений? Тогда вперед! Освоим этот метод!
. ВЗЛОМ. ПРОГРАММЫ СНОВИДЕНИЙ
Итак, каждую ночь мы видим пять-шесть снов, каждый из которых состоит из одной или нескольких сцен (так называемых. пузырей сновидений.). Если учесть, что в среднем человек ежесуточно проходит во сне через 20. пузырей., то в год их количество составит 7300 единиц. Начинающий сновидящий ежедневно может вспоминать по две-три сцены. Долгая практика помогает довести это число до двенадцати. пузырей.. Вот начальные условия для нашего исследования.
Как же изучать феномен снов? Прежде всего, мы можем коллекционировать сюжеты. Или описывать атмосферу сцены в каких-то сложных категориях. Или абстрагироваться до тонких ощущений, стараясь уйти от любых известных интерпретаций и тем самым приблизиться к универсальному языку вселенной. Все это достойно усилий исследователя. Но, будучи хакерами, мои друзья пошли другим путем. Они решили фокусировать внимание на сновиденных пространствах.
Допустим, вам приснился сон, в котором вы встретились с другом на какой-то незнакомой улице. Разговор шел о тибетских акулах и их связи с буддистской сутрой окончательного просветления. Рядом четверо налетчиков грабили ювелирный магазин. Шла ужасная стрельба, но вы беспечно продолжали беседу. У вашего друга все время увеличивался нос, и это вас немного смущало. Вы отвели взгляд в сторону, заметили красивый памятник и дряблую старушку на скамейке, затем посмотрели на низкое желтое облако и оказались в новой сцене. Вас испугал странный шорох за спиной. Вы обернулись и узнали свой школьный класс. Вместо парт в комнате располагалось несколько железных коек. На одной из них сидела крыса. Она держала в маленьких лапках карандаш и большими зубами затачивала кончик. Вы вспомнили, что раньше здесь находился кабинет биологии. В помещении что-то было не так. Вам стало неуютно в треугольной комнате. Вы быстро вышли в коридор и оказались в зале большого магазина. Толпы людей проходили мимо, бросая на вас насмешливые взгляды. Внезапно вы поняли, что стоите в нижнем белье. Всплеск сложных чувств и эмоций заставил вас проснуться.
Итак, мы имеем здесь три. пузыря.:. улицу.,. класс. и. магазин.. Каждый из пузырей имеет свое ограниченное пространство. Давайте, изобразим их на листе.
(Рисунок.)
В первом случае вы запомнили улицу и расположенные на ней ориентиры: банк, памятник, скамейку и т.д. Во втором. пузыре. пространство ограничено школьным классом; в третьем -- залом магазина.. Пузыри. соединяются точками переходов или так называемыми. транзитами.. Следует отметить, что объединение трех выявленных нами пространств не создает одного общего континуума. Эти. пузыри. могут располагаться в удаленных друг от друга частях сновиденного мира. Транзиты осуществляют мгновенный перенос нашего внимания из одной сцены сна в другую. Опытные сновидящие используют их в качестве транспортных средств. Но нам пока рано говорить об этом. В данной главе мы рассматриваем метод. взлома. программы сновидений.
Процесс описания местности, увиденной во снах, был назван картографией сновидений. Я, так же как и вы, получила этот метод в относительно готовом виде, поэтому могу предугадать почти все ваши вопросы. Помню, в начале практики, когда у меня набралось около двадцати. пузырей., мне захотелось узнать, что с ними делать дальше. и зачем все это нужно. Вот, что мне сказал Сергей:
-- Суть такая -- ты должна завести сновиденный дневник. А дальше вы должны расположить их на карте вашего сновиденного мира
13.10.03 20:42
348